Российское Агентство развития информационного общества РАРИО
2007 2010 2012 2013 2014 2015 2017 2020
Федеральное СМИ Свидетельство о рег. Эл №ФС77-36938 от 20 июля 2009 г.
          

новости

20 июня 2016

Минэкономразвития: электронное взаимодействие между ведомствами и МФЦ налажено по 22 госуслугам

16 июня 2016

Число продуктов в реестре отечественного софта превысило тысячу наименований

все новости

ПРОШЕДШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

18 мая 2016

18-19 мая в Москве состоялся V Федеральный конгресс по электронной демократии

23 декабря 2015

23 декабря 2015 года состоялся круглый стол-совещание по вопросу посвященном инициированному РАРИО комплексному проекту по доведению объектов незавершенного строительства жилого назначения города Сочи до состояния, пригодного для проживания

  

Для обращений физических лиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательский проект "ИнформАНАЛИЗ"

 

 

 

 

Проведение исследований готовности граждан к активной жизни в информационном обществе (совместно с Институтом социально-экономических проблем РАН).

 

 

ЦЕЛЬ:

 

Определить степень подготовленности, уровень оснащенности и характер отношения населения к тем основным изменениям, которыми сопровождается переход нашей страны к информационному обществу.

 

 

ЗАДАЧИ:

 

- Определение социальных групп населения, которые пользуются или смогут воспользоваться электронными государственными услугами.

- Определение уровня информированности населения о возможности предоставления государственных услуг посредством сети Интернет.

- Определение степени подготовленности (теоретическая база) и оснащенности (техническая база) населения для получения услуг через сеть Интернет.

- Определение характера отношения населения к тем основным изменениям, которыми сопровождается переход нашей страны к информационному обществу.

- Определение проблем и препятствий мешающих развитию информационного (информированного) общества.

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

 

Задачей информатизации в последнее время было создание технической инфраструктуры, поставка компьютеров, прокладка сетей и разработка программных решений. Со временем пришло понимание того, что нужно эти ресурсы наполнять содержанием, и тогда государственные деньги пошли на разработку контента порталов и сайтов. И никто не задумался о том, какой процент людей в России сможет этими ресурсами адекватно пользоваться.

 

Сегодня вопросу массовой компьютерной грамотности уделяется большое внимание на самом высоком уровне: в своем выступлении на Президиуме Госсовета (июль 2008 г., Петрозаводск), Президент России Дмитрий Медведев в частности сказал: «Эксперты полагают, что информационный капитал личности - это очень значимый ресурс, особенно в нашу эпоху. Поэтому разница в информационной подготовке, информационных возможностях, которые существуют между людьми, живущими в нашей стране, и создаёт так называемый информационный разрыв, или цифровой разрыв, цифровое неравенство. Когда те, кто живёт в крупном столичном городе, обладают практически любыми возможностями и по доступу в сеть Интернет, и по использованию мобильных средств связи, а те, кто живёт в небольших населённых пунктах, не обладают практически никакими. Вот это цифровое неравенство, цифровой разрыв мы должны преодолеть».

 

Группой риска являются в основном люди возрастной группы 40 , которые оказались за границами государственных программ обучения основам работы на компьютере и в сети Интернет, введенных в школах и ВУЗах не так давно. «Под удар» попадают также работники бюджетной сферы, бывшие военнослужащие, уволенные в запас, а также лица физического труда, инвалиды и малообеспеченные граждане. Они оказываются неконкурентоспособными на рынке труда. Также они не могут воспользоваться преимуществами, которые дают компьютерные сети. В частности, не могут оперативно получить сведения об изменениях в законодательстве, об основных событиях, происходящих в стране, выбирать наиболее выгодные тарифы авиаперевозчиков, пользоваться бесплатными информационными услугами, предоставляемыми не только коммерческими, но и государственными структурами (справки о социальных льготах, формы официальных документов, бланков). Отсутствие навыков пользования компьютером приводят к тому, что пожилые люди боятся пользоваться такими аппаратами как банкоматы, пункты приема платежей, информационные киоски.

Государство предлагает удобные электронные услуги, но те, кому они предлагаются, часто не знают, как ими воспользоваться. Согласно Стратегии развития информационного общества к 2015 году все государственные услуги должны быть переведены в электронную форму, а это значит, что мы должны и будем жить в формате электронного государства. Поэтому сегодня главное - это привить гражданам зачатки информационной культуры и провести компьютерный ликбез.

 

Обзор проблем, которые обозначились в ходе становление информационного общества в нашей стране, приводит к необходимости оценки тех сил, которые смогут на следующих этапах построения информационного общества внести максимальный вклад в его поступательное развитие. На протяжении последних трех лет в России уделяется особое внимание процессам внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти для развития информационного общества и вовлечение граждан в активную жизнь в электронном пространстве.

 

В 2008 году Президентом России утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»; в 2009 году Правительством РФ одобрена «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»; в 2010 году создан портал государственных услуг www.gosuslugi.ru,   Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность госорганов одобрен «Системный проект формирования инфраструктуры электронного правительства»; Минкомсвязи РФ ведет разработку государственной программы «Информационное общество 2011-2020».

 

Ответственным органом государственной власти за развитие информационных технологий в России является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, основными результатами работы которого, является достижение следующих целевых показателей развития информационного общества к 2015 году:

 

- доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%,

- уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%,

- наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - не менее чем в 75% домашних хозяйств.

Однако, в положении о деятельности Минкомсвязи зафиксировано, что одной из основных задач министерства является обеспечение ДОСТУПА населения к государственным электронным услугам и сервисам на основе информационных и телекоммуникационных технологий, т.е. фактически министерство занимается созданием ПРЕДЛОЖЕНИЙ по использованию гражданами информационных технологий, а изучением СПРОСА на эти технологии на сегодняшний день занимается единственная негосударственная организация - Российское Агентство развития информационного общества (РАРИО).

 

В связи с этим спрос граждан на использование информационных технологий и интернет-сервисов для взаимодействия с государством остается очень не значительный, что подтверждается предварительными итогами исследования готовности граждан к активной жизни в информационном обществе, первый этап которого, организован Российским Агентством развития информационного общества (РАРИО) совместно с Институтом социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии Наук.

 

Исследование проведено среди 1000 граждан, проживающих в домохозяйствах как в областных центрах, так и в сельских поселениях Смоленской, Челябинской, Ульяновской, Нижегородской областей, в Ставропольском и Приморском краях, в Республике Саха-Якутия. Предварительные результаты опроса показали, что:

 

60 % респондентов – не знают о существовании сайтов федеральных и региональных органов власти, 25 % пользуются редко из-за того, что сайт неудобен в использовании и лишь 15 % указали, что постоянно пользуются сайтами госвласти;65 % респондентов – не знают о существовании портала www.gosuslugi.ru и только 5% - заходили на этот портал и пытались воспользоваться услугами;25 % респондентов не используют интернет, т.к. считают, что это сложно, 19% не используют из-за отсутствия дома компьютера с доступом в интернет.

 

Только 44 % респондентов могут себе позволить оплатить установку домашнего широкополосного интернета. Уникальность полученной информации заключается в том, что более 80% населения считает внедрение электронных государственных услуг и сервисов некой "заманухой" новым способом отдалиться от непосредственного общения с гражданами и инструмент более изощренного способа выкачивания денег из населения.

 

Граждане считают издевательством тот факт, что информационные киоски, распространенные во многих публичных местах для общения с государством не имеют обратной связи, неудобны в использовании и содержат бесполезную для них информацию. У подавляющего большинства опрошенного населения есть желание научиться пользоваться компьютером и интернетом, но нет возможностей пройти обучение, купить компьютер, заплатить за интернет. Часто встречалось мнение о том, что крайне важно донести до граждан простым и доступным способом информацию о пользе компьютерных технологий и интернета путем распространения информации через традиционные СМИ, выпуска специализированных телевизионных программ и роликов и т.д.

 

Сегодня сложилась неприемлемая ситуация, когда интересы граждан - членов этого общества - фактически не учитываются органами власти, проводящими в стране политику информатизации. Представители бизнеса информационно-коммуникационных технологий также недостаточно внимательно относятся к гражданам.

 

Это приводит к тому, что проекты создания элементов информационного общества, такие как электронное правительство и электронная коммерция делаются «технарями для технарей», без учета реальных потребностей граждан. Рост компьютерной грамотности населения существенно отстает по скорости от развития технологий. Значительная часть населения, в первую очередь, социально незащищенные категории, не умеют адекватно использовать компьютер и интернет ни на рабочем месте, ни в повседневной жизни. Важность социального аспекта информатизации признана во всех европейских странах, ведется множество исследований вовлеченности населения в информационное общество, существует множество программ обучения и переобучения слабо защищенных граждан навыкам использования информационно-коммуникационных технологий.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Научно-практическим результатом проекта «ИНФОРМанализ» станет выявление реальных потребностей и возможностей граждан в области взаимодействия с государством посредством использования электронных услуг и сервисов. Как результат - корректировка долгосрочных государственных целевых программ по развитию информационного общества с включением в них специальных мероприятий и целевых показателей, направленных на активизацию населения в сфере использования информационными технологиями.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛЬЗА

 

Практическое применение результатов проведенного исследования позволит:

 

 – вовлечь различные категории граждан, в том числе и тех, кто не владеет навыками использования компьютерных технологий, в процесс самообразования, познания преимуществ и использования навыков жизни в информационном обществе;

 – сплотить вокруг идеи эффективного использования сетевых информационных ресурсов и электронных услуг различные слои общества, активизировать гражданские и общественные инициативы в этой сфере;

 – способствовать продвижению в массы идеологии инновационного использования сети Интернет для развития человеческого капитала российского общества.

 

 

 

 

 

Контактная информация

125009, Москва, Тверская ул., д. 12, стр. 8

Для корреспонденции: 125009, Москва, Газетный пер., д. 1/12, стр. 6, оф. 59

Тел.: 7 (495) 971 4398
Факс: 7 (495) 629 5831

Электронная почта: info@rario.ru

Сайт: www.rario.ru   

 

Контактное лицо
ГАЛЮЖИН Алексей Юрьевич

Департамент развития и исследований 

 

Тел.: 7 (495) 971 4387

Электронная почта:galuzhin@rario.ru