Российское Агентство развития информационного общества РАРИО
Новости События Рейтинги Конкурсы Позиция
Федеральное СМИ Свидетельство о рег. Эл №ФС77-36938 от 20 июля 2009 г.
          

новости

20 июня 2016

Минэкономразвития: электронное взаимодействие между ведомствами и МФЦ налажено по 22 госуслугам

16 июня 2016

Число продуктов в реестре отечественного софта превысило тысячу наименований

все новости

ПРОШЕДШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

18 мая 2016

18-19 мая в Москве состоялся V Федеральный конгресс по электронной демократии

23 декабря 2015

23 декабря 2015 года состоялся круглый стол-совещание по вопросу посвященном инициированному РАРИО комплексному проекту по доведению объектов незавершенного строительства жилого назначения города Сочи до состояния, пригодного для проживания

 

Для обращений физических лиц

  

 

 

 

 

 


  

 

 

ПОЗИЦИЯ РАРИО

ПО ВОПРОСУподготовки стратегии развития России

 

Как стало известно из СМИ, бывший вице-премьер и министр финансов А.Л Кудрин возглавит разработку стратегии страны на период после 2018 года, которая, по его мнению, должна обеспечить России "новую модель экономического роста". 

 

Судя по информации, размещенной в сети интернет, в настоящее время перечень федеральных стратегических документов  составляет 104 единицы, начиная с Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и заканчивая Основами  государственной политики использования земельного фонда до 2020 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации).

 

Несмотря на значительный объем  таких документов,  Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ходе прямой линии 14 апреля было заявлено о необходимости разработки стратегии развития страны на ближайшее время и в перспективе, что на наш взгляд совершенно  справедливо и своевременно.

 

Анализ содержания документов, включенных в указанный перечень, свидетельствует о всесторонней и глубокой проработке отраслевых направлений. 

 

Вместе с тем,  рассматривая эти документы с позиции  влияния формата их содержания на позитивное восприятие, понимание и поддержку населением предусмотренных в них целей и задач, то становится очевидным, что данные стратегические документы, не содержат объединяющей идеи, способной аккумулировать потенциал государства и общества на решение стоящих перед страной задач.

 

В связи с принятым  Президентом Российской Федерации решением о разработке стратегии, можно предположить, что ранее избранный формат существующих стратегических документов, а также их содержание оказались малоэффективными.

 

Как известно, В.В. Путиным последовательно и настойчиво претворяется в жизнь политика по консолидации общества на основе духовных скреп,  идеи патриотизма, используя при этом способ «мягкой силы».

 

Так, в ходе встречи 3 февраля  с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров, Владимиром  Владимировичем фактически был дан старт  реализации идеи  патриотизма как единственной объединяющей силы в России.

 

С учетом данного призыва  можно сделать вывод, что формат стратегического документа   выбран неслучайно, поскольку стратегия как генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей не может не содержать объединяющей идеи, ибо, не обладая притягательной, мобилизующей  силой,  обречена на неудачу. Как сказал В.В. Путин на упомянутой встрече с предпринимателями, "Это связано с объединяющим началом - если мы хотим жить лучше, то нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной, и чиновничество, и госаппарат должны быть более эффективными».

 

Между тем, в отличие от рядовых граждан страны посыл Президента Российской Федерации о всемерном  претворении в жизнь идеи   патриотизма, к сожалению, не всегда бывает услышанным   представителями  власти.

 

Так, например, законодатель до настоящего времени не счел целесообразным включение принципа патриотизма в закон о гражданской службе, видимо полагая, что патриотами могут быть только граждане, но отнюдь не чиновники.

Данный факт свидетельствует, что внедрение идеи патриотизма в сознание государственных служащих посредством «мягкой силы» не всегда приводит к  поставленной цели.

 

В период долгого замалчивания об объединяющей идее   патриотизм как   универсальный принцип оказался невостребованным в организации и деятельности государственных органов, в силу чего   упомянутые выше стратегические документы оказались невзаимосвязанными между собой, а действия органов исполнительной власти нескоординированными, о чем, в частности,  неоднократно заявляла Председатель Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голикова.

 

В   настоящее    время    также     имеются  основания полагать, что  А.Л. Кудрин при разработке стратегии развития страны вряд ли будет  руководствоваться объединяющей идеей с материализацией ее  доминирующей роли   в структуре данного документа, поскольку заявленный им  конференции Центра стратегических разработок "Вызовы 2017" формат будущей стратегии не предполагает механизмов  аккумулирования социально-нравственных, общественно-государственных потенциалов. В указанном формате нашлось место лишь фрагментарному набору карт вызовов, карт дорожных и списка нормативных документов, необходимых для реализации стратегии. Упоминаний же о  применении объединяющей идеи, к чему Президент Российской Федерации призывал на указанной выше встрече с предпринимателями, в заявлении А.Л. Кудрина не прозвучало.

 

Учитывая инертность мышления экспертов, ранее принимавших участие в разработке стратегических документов, можно предположить, что  без четких требований заказчика к структуре стратегии, в том числе к составу основополагающих принципов государственной политики,  страна может не дождаться мобилизационного плана действий  по достижению   главной цели - обеспечение благополучия и процветания России.

 

Выход видится в принятии Президентом Российской Федерации конституционного государственного акта, содержащего и главную стратегическую цель, и обладающие объединяющей силой    основополагающие универсальные принципы государственной политики, и приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических и тактических целей.

 

Думается, что таким государственным актом могли бы стать Основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации.

 

Представляется, что определение Президентом Российской Федерации основных направлений политики государства  послужило бы не только маяком для граждан, но и  основой для программ развития страны и выстраивания более эффективной системы стратегического управления.

 

В качестве иллюстрации структуры системообразующего стратегического документа Агентством развития информационного общества «РАРИО» на основе положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №№ 596–606 подготовлен проект  основных направлений внутренней и внешней политики, содержащий   механизмы фокусирования стратегических задач посредством объединяющей идеологии, единого целеполагания и соответствующих им универсальных принципов государственной политики.