Российское Агентство развития информационного общества РАРИО
Новости События Рейтинги Конкурсы Позиция
Федеральное СМИ Свидетельство о рег. Эл №ФС77-36938 от 20 июля 2009 г.
          

новости

20 июня 2016

Минэкономразвития: электронное взаимодействие между ведомствами и МФЦ налажено по 22 госуслугам

16 июня 2016

Число продуктов в реестре отечественного софта превысило тысячу наименований

все новости

ПРОШЕДШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

09 августа 2018

3 августа представители Российского Агентства развития информационного общества "РАРИО", Министерства культуры РФ, Федерального агентства по туризму, Правительства Москвы и Санкт-Петербурга, региональных турадминистраций и НП «Мир без границ» обсудили в Карелии возможности развития «Красного туризма» в регионах России и популяризации новых маршрутов. 

18 мая 2016

18-19 мая в Москве состоялся V Федеральный конгресс по электронной демократии

 

Для обращений физических лиц

  

 

 

 

 

 


  

 

 

ПОЗИЦИЯ РАРИО

ПО ВОПРОСУподготовки стратегии развития России

 

Как стало известно из СМИ, бывший вице-премьер и министр финансов А.Л Кудрин возглавит разработку стратегии страны на период после 2018 года, которая, по его мнению, должна обеспечить России "новую модель экономического роста". 

 

Судя по информации, размещенной в сети интернет, в настоящее время перечень федеральных стратегических документов  составляет 104 единицы, начиная с Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и заканчивая Основами  государственной политики использования земельного фонда до 2020 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации).

 

Несмотря на значительный объем  таких документов,  Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ходе прямой линии 14 апреля было заявлено о необходимости разработки стратегии развития страны на ближайшее время и в перспективе, что на наш взгляд совершенно  справедливо и своевременно.

 

Анализ содержания документов, включенных в указанный перечень, свидетельствует о всесторонней и глубокой проработке отраслевых направлений. 

 

Вместе с тем,  рассматривая эти документы с позиции  влияния формата их содержания на позитивное восприятие, понимание и поддержку населением предусмотренных в них целей и задач, то становится очевидным, что данные стратегические документы, не содержат объединяющей идеи, способной аккумулировать потенциал государства и общества на решение стоящих перед страной задач.

 

В связи с принятым  Президентом Российской Федерации решением о разработке стратегии, можно предположить, что ранее избранный формат существующих стратегических документов, а также их содержание оказались малоэффективными.

 

Как известно, В.В. Путиным последовательно и настойчиво претворяется в жизнь политика по консолидации общества на основе духовных скреп,  идеи патриотизма, используя при этом способ «мягкой силы».

 

Так, в ходе встречи 3 февраля  с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров, Владимиром  Владимировичем фактически был дан старт  реализации идеи  патриотизма как единственной объединяющей силы в России.

 

С учетом данного призыва  можно сделать вывод, что формат стратегического документа   выбран неслучайно, поскольку стратегия как генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей не может не содержать объединяющей идеи, ибо, не обладая притягательной, мобилизующей  силой,  обречена на неудачу. Как сказал В.В. Путин на упомянутой встрече с предпринимателями, "Это связано с объединяющим началом - если мы хотим жить лучше, то нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной, и чиновничество, и госаппарат должны быть более эффективными».

 

Между тем, в отличие от рядовых граждан страны посыл Президента Российской Федерации о всемерном  претворении в жизнь идеи   патриотизма, к сожалению, не всегда бывает услышанным   представителями  власти.

 

Так, например, законодатель до настоящего времени не счел целесообразным включение принципа патриотизма в закон о гражданской службе, видимо полагая, что патриотами могут быть только граждане, но отнюдь не чиновники.

Данный факт свидетельствует, что внедрение идеи патриотизма в сознание государственных служащих посредством «мягкой силы» не всегда приводит к  поставленной цели.

 

В период долгого замалчивания об объединяющей идее   патриотизм как   универсальный принцип оказался невостребованным в организации и деятельности государственных органов, в силу чего   упомянутые выше стратегические документы оказались невзаимосвязанными между собой, а действия органов исполнительной власти нескоординированными, о чем, в частности,  неоднократно заявляла Председатель Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голикова.

 

В   настоящее    время    также     имеются  основания полагать, что  А.Л. Кудрин при разработке стратегии развития страны вряд ли будет  руководствоваться объединяющей идеей с материализацией ее  доминирующей роли   в структуре данного документа, поскольку заявленный им  конференции Центра стратегических разработок "Вызовы 2017" формат будущей стратегии не предполагает механизмов  аккумулирования социально-нравственных, общественно-государственных потенциалов. В указанном формате нашлось место лишь фрагментарному набору карт вызовов, карт дорожных и списка нормативных документов, необходимых для реализации стратегии. Упоминаний же о  применении объединяющей идеи, к чему Президент Российской Федерации призывал на указанной выше встрече с предпринимателями, в заявлении А.Л. Кудрина не прозвучало.

 

Учитывая инертность мышления экспертов, ранее принимавших участие в разработке стратегических документов, можно предположить, что  без четких требований заказчика к структуре стратегии, в том числе к составу основополагающих принципов государственной политики,  страна может не дождаться мобилизационного плана действий  по достижению   главной цели - обеспечение благополучия и процветания России.

 

Выход видится в принятии Президентом Российской Федерации конституционного государственного акта, содержащего и главную стратегическую цель, и обладающие объединяющей силой    основополагающие универсальные принципы государственной политики, и приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических и тактических целей.

 

Думается, что таким государственным актом могли бы стать Основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации.

 

Представляется, что определение Президентом Российской Федерации основных направлений политики государства  послужило бы не только маяком для граждан, но и  основой для программ развития страны и выстраивания более эффективной системы стратегического управления.

 

В качестве иллюстрации структуры системообразующего стратегического документа Агентством развития информационного общества «РАРИО» на основе положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №№ 596–606 подготовлен проект  основных направлений внутренней и внешней политики, содержащий   механизмы фокусирования стратегических задач посредством объединяющей идеологии, единого целеполагания и соответствующих им универсальных принципов государственной политики.